
– Упрощение описания задания. Его разбивка на простые шаги.
В некоторых случаях возможно использование пиктограмм или схем вместо словесного описания задания, особенно если это сложные слова или выражения.
– Отказ от двойных синхронных требований (типа «написать и подчеркнуть», «прочитать и отметить»). Сдвоенные действия необходимо разбивать, размещая в определенном порядке, в том числе и в инструкциях к заданиям. Эта рекомендация может повлечь за собой появление подготовленных тьютором или учителем заданий, в которых часть «механических» действий уже выполнена за ребенка, например, оставлены лишь пустые места, куда можно вставить слова, а текст уже напечатан или написан. Возможны так называемые «альтернативные задания» с активизацией того же вида деятельности, что и у остальных учеников в классе.
– Качество и количество работ. Уместно сокращение объема заданий при сохранении степени их сложности.
– Дополнительная визуализация. Устные инструкции можно дополнить или заменить письменными или нарисованными.
– Использование принимаемых ребенком с РАС тем и предметов вместо стандартных тем и предметов. Вы можете разрешить ему пользоваться карандашами, а не счетными палочками на уроке математики или составить тексты про персонажей, которые ему известны. Конечно, в идеале этим текстам лучше быть выполненными специалистами. Но именно многообразие проявлений аутизма, по всей вероятности, никогда не даст обеспечить таких детей готовыми индивидуализированными пособиями или материалами.
– В ряде случаев – упрощение задания (подбор иллюстраций к тексту вместо пересказа текста и т.п.). Авторы: Т.Быстрова, Л.Токарская