Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, или функции. Основных таких элементов насчитывается 28 но не в каждой сказке они содержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в них могут быть внесены различные добавления.
Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них - целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения - что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах).
С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, рассказы.
Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.
Методика обучения
1 этап:познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап:чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием
карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап:на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять
сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Сказка «Кот, петух и лиса»