Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, или функции. Основных таких элементов насчитывается 28 но не в каждой сказке они содержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в них могут быть внесены различные добавления.
Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них - целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения - что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах).
С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, рассказы.
Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.
Методика обучения
1 этап:познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап:чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием
карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап:на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять
сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Сказка «Кот, петух и лиса»
Какие карты последуют дальше?
Сказка «Красная шапочка»
1.Карта - Жили - были.
Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку.
Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.
2.Карта - Герой покидает дом.
Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
3.Карта - Запрет.
«Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай», наказывала
ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно».
4.Карта - Нарушение запрета.
Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
5.Карта - Враг начинает действовать.
Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
6.Карта - Появляется Ложный Герой.
Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
7.Карта - Разоблачение Ложного Героя.
Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие
большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть).
Ответив на последний вопрос «почему у тебя такие большие зубы»
— «чтобы съесть», волк проглотил девочку.
8.Карта - Появление друга - помощника.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
9. Карта -Враг оказывается поверженным.
Охотник вбежал в дом и убил волка.
10.Карта - Счастливый конец.
Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
11.Карта - Мораль.
А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
Этапы работы с картами Проппа.
- Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется
3-5 карт).
- Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
- Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
- Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
- Работа с индивидуальным набором карт (в начале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
Сочинение сказок.
С детьми оговариваются следующие положения:
- - кто будет главным героем;
- - кто будет мешать герою;
- - кто будет помогать решать ему трудную задачу
(волшебные помощники, другие герои);
- - придумать название к сказке;
- - какие зачины и концовки будут использованы;
- - придумывание сказочных слов и выражений;
- - присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.
Результат:
- – умение определять жанр произведения;
- – запоминать последовательность событий;
- – выделять основное содержаниесказки;
- – выстраивать схему содержания,опираясь на карты
Проппа;
- – пересказывать знакомые и сочинять новые сказки
- – чувствовать красоту и образностьродного языка.
Последовательность знакомства с картами Проппа.
- Изготовление карт.
Карты можно распечатать на бумаге А-4, заламинировать и распечатать.
- Воспроизведение знакомой сказки.